Свято-Никольский Кафедральный Собор

Инициатором строительства во Владивостоке церкви-школы воинов, погибших в русско-японской войне 1904-1905 гг. выступил начальник духовной миссии в Корее архимандрит Павел. 3 декабря 1905 года городская дума постановила: «отвести в конце улиц Японской и Мачжурской участок земли для постройки церкви-школы размером 2 880 кв. м». За неимением средств в городской казне было решено вести строительство за счёт добровольных пожертвований. За 1906г. было собрано 25 тысяч рублей. В мае 1907 года городская дума вынесла постановление разрешающее бесплатно выломать из ближайшей к строительству горы для фундамента 60 куб. саженей камня. В начале июня состоялась закладка церкви-школы. В составлении плана и руководстве строительными работами большое участие принимали инженеры Багинов, Иванов, генерал Ставицкий. Строили храм китайские рабочие.

9 декабря 1907 года церковь была освящена в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих радосте». Здание было двухэтажное, с колокольней, над главным входом надписано «Памяти убиенных воинов 1904-1905 гг.». Уже на следующий год были окончательное закончены штукатурка и окраска храма, установлен новый иконостас. С 16 сентября 1908 года начались регулярные занятия в школе. К 1909 года здесь уже обучалось 77 детей из Рабочей и Матросской слободок. Первым законоучителем и заведующим школы был иеромонах Варфоломей, учителем – Григорий Исаакович Ивахно.

В 1911 году в церковь была торжественно перенесена митра Святителя Иннокентия, епископа Иркутского. В 1913 году городская начальная школа № 6 «Памяти убиенных воинов» из здания церкви-школы была переведена в городской дом, бывший Жарикова, и, ввиду перехода в новое здание, школа эта была переименована в «Бородинскую». В здании церкви-школы «Памяти убиенных воинов» с 1913 года начала действовать школа духовной миссии и упрощённое катехизическое училище одногодичным курсом.

В 1914 году постановлением Святейшего Правительствующего Синода библиотеке, действующей при церкви – школе, было присвоено наименование «Имени Н.Л. Гондатти». В 1915 году под полом храма началось строительство склепа для захоронения воинов, отдавших свою жизнь за Отчизну. 8 января 1916 году состоялось освещение склепа, а спустя два дня здесь был погребен подполковник 31-го Сибирского стрелкового полка П.А. Павлов, отдавший жизнь за Родину. Имена других воинов, погребенных здесь неизвестны.

Объемно – пространственная композиция была отлична от традиционного архитектурного решения зданий храмов в связи с совмещением функций школы, библиотеки, и жилых помещений. Постройка была кирпичной двухэтажной, Г-образной в плане. В основном объеме размещался храм-памятник с жилыми помещениями на втором этаже. В более коротком северном крыле здания находились классные комнаты и помещение библиотеки. Над входом, размещавшимся с южной стороны, была надстроена четырехгранная колокольная с шатровой крышей и небольшой главной на барабане. Школа при церкви и библиотека были закрыты в 1923 году. В 1927 году под предлогом капитального ремонта храм был закрыт. После ремонта храм стал жилым домом.


В 1971 году началось возрождение храма. При реконструкции 1971 – 1975 гг. над основным объемом здания сооружено пятикупольное навершие, к западному фасаду пристроена 3-х ярусная колокольная, к восточному – полукруглая абсида для алтаря. В 1975 году Владивостокский горисполком передал здание в аренду православной общине, 8 мая 1976 года храм был освящен епископом Иркутским и Читинским Серапионом. В 1986-1988 гг. по проекту архитектора В.А. Обертаса произведена реставрация северного придела храма. На данный момент на приходе храма имеется: детская воскресная школа, выставка о Православии в Приморье, библиотека, трапезная для прихожан, иконная лавка, склад гуманитарной помощи, церковно-приходской дом с просфорней.

Частица мощей апостола Андрея Первозванного

Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течение всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.

К святому апостолу Андрею Первозванному обращаются с молитвами об укреплении веры. Искренний в своей вере и дерзновенный в своем порыве к Господу он много может походатайствовать за нас, чтобы Господь дал нам крепости и стойкости в вере и укрепил единство нашей православной Церкви.​

Orthodox Primorye Частица мощей апостола Андрея Первозванного
Частица мощей апостола Андрея Первозванного
Частица мощей святого великомученика Георгия Победоносца

Образ Великомученика считают одним из наиболее чтимых святынь в Святыни Православных, а также он олицетворяет собой заступника для верующих, чья жизнь имеет какое-либо отношение к военным делам, но также он может оберегать и землевладельцев. Божественный лик можно встретить на некоторых флагах городов и даже на монетах.

К святыне Великомученика можно обращаться в молебне всем православных кто связал свою жизнь с защитой отчизны. К Святцу вызывают в прошении в заступничестве при военных конфликтах, а также перед ликом молятся родители чьих сыновей призвали к службе, чтоб образ их уберег от всяких трудностей, а служба прошла благополучно.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя то, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к императору и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости.

Orthodox Primorye Частица мощей святого великомученика Георгия Победоносца
Частица мощей святого великомученика Георгия Победоносца
Мощевик

В Русской Православной Церкви употребление мощевиков очень распространено. Часто в больших иконах делают мощевики в виде небольшого круглого футляра или звёздочки с частицей мощей святого, изображённого на иконе или с частью вещи, связанной с этим святым. Нередко можно встретить отдельный ларец или ковчежец с десятком таких футляров, в которые помещены частницы мощей разных святых. В храмах часто стоят украшенные гробницы, которые хранят целиком тело святого или большую его часть. Реже можно встреть мощевик в форме руки, где хранится часть десницы святого.
Форм и размеров мощевиков великое множество. Так или иначе, все они служат для одной цели – позволить верующим людям почитать своих святых и укреплять через обращение к ним свою веру.
Orthodox Primorye Мощевик
Мощевик
Свято-Никольский Кафедральный Собор
Режим работы храма: ежедневно, 06:45–18:30.
Адрес: Владивосток, ул.Махалина, 30.
Остановка общественного транспорта: Авангард.
Настоятель: митрополит Вениамин (на покое).
Духовенство: ключарь протоиерей Александр Талько, игумен Алексий (Несмеев), протоиерей Даниил Нефедьев, иерей Александр Жилин, иерей Сергий Зверев, иеродиакон Пимен (Дубровский), диакон Михаил Тутаев.
Номер телефона: 8 953 226-46-53
Сайт храма: http://sobor-vl.ru/