Orthodox Primorye

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Первый Покровский храм

В отчете о благочинии за 1897 год священник Александр Муравьев обратился к епископу Камчатскому Евсевию с просьбой об устроении кладбищенского храма. Благодаря личному содействию владыки городская Дума выделила из городского бюджета на постройку церкви десять тысяч рублей. Председателем избранного 15 ноября 1898 года строительного комитета стал настоятель Владивостокского Успенского собора протоиерей А. Муравьев, его членами – именитые жители Владивостока. В 1899 году был определен подходящий участок, и 3 мая 1900 года состоялась торжественная закладка новой церкви.

Храм в честь Покрова Божией Матери был возвёден по плану кладбищенской церкви того же посвящения в Благовещенске, и освящён епископом Евсевием 29 сентября 1902 года. В начале XX века Покровская церковь была вторым по размерам после кафедрального собора приходским храмом Владивостока. Пятиглавый Покровский храм был рассчитан на семьсот человек, но по праздникам вмещал тысячу. Благодаря высокому центральному куполу и большому количеству окон в храме было много света и воздуха. Просторной и светлой была алтарная часть храма. Церковь имела три входа, с западной стороны – вход на колокольню. В начале 1904 года в храме был установлен позолоченный иконостас, появились иконы хорошей работы, колокола. Временные деревянные кресты на куполах заменились железными с позолотой. Из остатков строительных материалов по благословению епископа Евсевия при церкви была построена и освящена 5 ноября 1902 года церковно-приходская школа для детей Корейской слободы, в которой обучалось около 30 корейцев и несколько русских.

Покровское кладбище было местом упокоения нескольких поколений владивостокцев и приморцев, насчитывавших более 100 тысяч человек.

Разрушение после революции
В 1923 году кладбище было закрыто, а Покровский храм передан общине обновленцев в 20-30 человек. При этом многочисленная православная община числом до 3000 верующих осталась без храма и была вынуждена проводить богослужения в небольшом гараже – в Покровском молитвенном доме. Неоднократные ходатайства православных о возвращении храма оставлялись властями без внимания.

28 апреля 1929 года “по просьбам трудящихся” постановлением президиума горсовета было принято решение “передать здание под клуб союзу пищевиков и кладбище под парк”. С 1930 года началось разграбление церкви. 1934 года началось строительство здесь Большого городского парка культуры и отдыха – могилы были срыты и сравнены катками, мрамор продан для отделки лестниц, а “ненужный металл” передан “на нужды индустриализации”. В 1935 году храм Покрова был взорван. Из кирпича выстроили пединститут, витая 5-метровая лестница, которая вела на колокольню церкви, была перенесена на ТЭЦ и использовалась в котельном цехе. На месте развалин бывшего Покровского собора садоводом Недзельским были сделаны клумбы и портрет Сталина из цветов.

В 1956 году были установлены парковые скульптуры, в том числе – памятник В. И. Ленину на фундаменте снесенной Покровской церкви.

Восстановление храма
В 1990 году парку был присвоен статус «мемориального», а в 1991 году был проведен опрос жителей Владивостока по поводу его дальнейшей судьбы. Большинство высказалось за возрождение исторической памяти. 31 августа 1991 года решением городского совета территория, на которой ранее располагался храм, была отведена Владивостокской епархии. В сентябре того же года архиепископ Владивостокский Николай объявил о сборе пожертвований на возрождение Покровского храма.

Несколько раз верующие пытались приступить к строительству, но в силу тех или иных причин работы откладывались на неопределенное время. В 1990-е годы на месте где ранее стоял памятник Ленину был установлен мемориальный крест. Наконец, 29 сентября 2004 года, архиепископ Владивостокский Вениамин в сослужении городского духовенства совершил молебен и заложил камень и мощи священномученика Константина Богородского в основание храма, возводимого на старом фундаменте. 27 марта 2007 года были освящены 10 колоколов нового храма, а 3 апреля они были установлены на колокольне. Вес самого большого из них – 1300 кг. 8 апреля в праздник Пасхи в храме состоялась первая Божественная Литургия.


Проект храма разработал коллектив архитекторов ДНИИМФ во главе с Александром Котляровым. Новый храм вмещает до 1000 человек, а его внешний вид максимально приближен к пятиглавому первообразу с более наполненным архитектурным решением в древнерусском стиле. Площадь храма – 600 квадратных метров, а его высота вместе с крестом – 40 метров.

История :Порт-Артурская икона Божией Матери
Возможно Порт-Артурская икона Божией Матери — первая чудотворная икона явленная в XX веке.
За два месяца до начала Русско-Японской войны 1904-1905 годов, 11 декабря 1903 года, в Киево-Печерскую Лавру, в Дальние пещеры, пришёл поговеть из Бессарабской губернии старик-матрос Феодор, участник обороны Севастополя. Он поведал о том, что усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре и однажды во сне ему было видение: стоящая спиной к заливу моря Пресвятая Богородица, держащая в руках продолговатый плат с сиреневой каемкой, на котором был запечатлен Нерукотворный лик Спасителя. Хитон Божией Матери был синим, а верхнее одеяние – коричневым. Обе стопы Ее попирали обнаженные и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, с левой – Архангел Гавриил. Над Нею ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Ещё выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф; над ним была надпись по сиянию:


Порт-Артурская икона Божией Матери
«Да будет едино стадо и един Пастырь". Богородица успокоила пораженного страхом матроса и сказала ему:"России предстоит вскоре очень тяжелая война на берегах далекого моря. Многие скорби ожидают ее. Напиши образ, что видишь сейчас, и отправь его в Порт-Артур. Если образ Мой утвердится в стенах города, то Православие восторжествует над язычеством и русское воинство получит победу, помощь и покровительство».

Затем ослепительно-белый, необычайной красоты свет озарил комнату старца и видение исчезло.
С началом Русско-Японской войны в феврале 1904 года были собраны добровольные пожертвования на изготовление иконы по пятаку с человека. Написание образа доверили известному киевскому живописцу П. Ф. Штронде, который отказался от гонорара и работал около четырех недель под личным надзором матроса Феодора. На Страстной седмице при громадном стечении народа образ был освящен и отправлен в Санкт-Петербург на попечение адмирала Владимира Павловича Верховского.

Верховский мог сразу направить икону по назначению, но промедлил и стал выставлять икону на всеобщее обозрение в Санкт-Петербурге, заказав с неё список. Лишь летом 1904 года икона была доставлена на Дальний Восток. Святая императрица Мария Феодоровна поручила доставку иконы в Порт-Артурский собор начальнику Тихоокеанской эскадры – вице-адмиралу Н. И. Скрыдлову, который также медлил с этим. По прибытии во Владивосток вице-адмирал обратился к императрице с просьбой о разрешении временно поставить икону во Владивостокском кафедральном соборе. 2 августа во Владивостоке была получена телеграмма о согласии, и в тот же день икону в кафедральном соборе принял епископ Владивостокский Евсевий. Активные военные действия в осажденном Порт-Артуре и отсутствие свободных кораблей не давали возможности доставить икону по назначению.

Многие верующие выражали недоумение и неудовольствие промедлением. С иконы было снято несколько копий, как фотографических, так и живописных. Все их пытались доставить в Порт-Артур, но безуспешно. В октябре, узнав о судьбе иконы, 50-летний делопроизводитель императорской охоты, отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Её Величества полка, участник Русско-Турецкой войны 1877—1878 годов, Николай Николаевич Фёдоров взялся доставить подлинную икону в осажденную крепость по благословлению своего духовника, праведного Иоанна Кронштадтского. 7 ноября он прибыл во Владивосток. 21 ноября был совершён молебен, икона помещена в футляр и доставлена на пароход, а во Владивостоке оставлен список на медной доске в натуральную величину.

В начале января 1905 года была получена телеграмма от Фёдорова, где сообщалось, что икона в Порт-Артур доставлена не была, и крепость к тому моменту была уже сдана японцам. Икона была переправлена в ставку главнокомандующего и находилась в его походной церкви. Святой Иоанн Кронштадтский объяснял поражение России в этой войне небрежением к святыне. В мае 1905 года икона вернулась в Успенский собор Владивостока. Во Владивостокской епархии при владыке Евсевии праздник иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» отмечался 16 августа в связи с днем Спаса Нерукотворенного Образа. Несмотря на сомнения некоторых иерархов в каноничности иконы, её почитание стало распространяться всё шире. После закрытия и разрушения Владивостокского собора судьба иконы оставалась неизвестной долгое время. 17 февраля 1998 года паломники в Иерусалим обнаружили икону в антикварном магазине. Деньги на выкуп одолжили монахини Горненского монастыря. 6 мая того же года икона вернулась во Владивосток. После реставрации икона была отправлена в Никольский кафедральный собор.

С начала XXI века икона стала широко почитаться покровительницей русского православного воинства и дальневосточных рубежей России. 19 июля 2007 года патриарх Алексий II благословил внести празднование иконе 16 августа в общецерковный календарь Русской Православной Церкви. Вдобавок к этому дню, во Владивостокской епархии в 2009 году были установлены празднования 17 февраля – день обретения иконы в Иерусалиме, и 6 мая – день возвращения иконы во Владивосток.

Святой равноапостольный Николай Японский
Почитание святителя началось еще при его жизни и проявилось во время беспрецедентных похорон. Щепки от его гроба сохранялись людьми как святыня. Святые мощи архиепископа были приданы земле 9 февраля 1912 года на кладбище Янака, одном из самых уважаемых кладбищ Японской столицы.

Давно почитаемый в Японии, святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью 10 апреля 1970 года. В Русской Православной Церкви Заграницей его канонизация последовала в 1994 году.
Не только православные чтили память великого пастыря, но и вся Япония знала и почитала святителя. Даже через 58 лет после его кончины, когда во время канонизации верующие хотели перенести его святые мощи в собор, им это не разрешили, сказав, что святой Николай принадлежит всему японскому народу, независимо от вероисповедания, и останки его должны остаться на народном кладбище.
Святой равноапостольный Николай Японский
Святой равноапостольный Николай Японский
Таким образом, мощи равноапостольного Николая и по сей день покоятся на кладбище Янака, но некоторые извлеченные частицы их всё же находятся в разных храмах: в Токийском соборе есть мощевик святителя Николая, икона с частицами мощей недавно появилась и в Хакодатском храме, в 2003 году митрополит Токийский Даниил передал частичку мощей миссионера приходу на его родине, в посёлке Мирном, а 17 сентября 2008 года - во Владивостокский Успенский храм. В первых числах февраля 2012 года епископ Сендайский Серафим передал частицу мощей святителя для будущего храма в Минске. Частица мощей святителя также обретается в Никольском митрополичьем соборе Православной Церкви в Америке в Вашингтоне.

В каждом храме Японской Церкви за каждой литургией поется тропарь равноапостолу, в отпусте поминается его имя, а также имеется икона или фреска святого покровителя этой земли. Первым храмом освященным во имя равноапостольного Николая стал правый придел Токийского Воскресенского собора в 1970 году. С тех пор были освящены и другие престолы в Японии. На родине равноапостола, в пределах бывшей Российской империи, уже во многих храмах можно видеть фрески и иконы святого, а с 1990-х годов ему были освящены несколько храмов в России и Белоруссии. На месте родного дома святителя в Берёзе в 1998 году был поставлен поклонный крест и памятный камень, но по состоянию на середину 2012 года крест упал, а мемориал находился в запустении . Музей святителя, созданный на основе материалов, которые собрали на его малой родине, был создан в поселке Оленино Тверской области.

Миссионера чтут и во многих других странах. Так, святитель Николай в православной истории Китая связан с первым китайским иереем и святым, священномучеником Митрофаном, которого владыка Николай рукоположил во пресвитера в 1882 году. В Корее вспоминают его миссионерскую помощь и обучение корейских православных пастырей в Токийской духовной семинарии под началом святителя. Православные в ЮАР и США также чтут святителя как великого миссионера, в этих странах ему также освящены храмы. В Финляндии и Болгарии были написаны иконы святого.

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец

В 1934 году отец Иоанн удостоился посвящения в епископа и смиренно отбыл к месту нового служения – в Шанхай. Помимо участия в богослужениях и проповеди, организации приходской жизни, миссионерства, благотворительности, святитель занимался и тем, что лично навещал многих больных, воодушевляя их добрым пастырским словом, исповедуя и приобщая Святых Даров. Рассказывают, что в случае необходимости владыка шёл к больному в любое время дня и ночи.

В 1951 году архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. В Европе, а затем, с 1962 года, – в Сан-Франциско его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды. Один католический священник, француз, исчерпав аргументы на проповеди, обращённой к молодежи, воскликнул однажды: «Вы требуете доказательств? Вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых? Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой – Saint Jean Pieds–Nus (Святой Иоанн Босой)!»

Святой Иоанн почитается Церковью не только как выдающийся святитель, но и как чудотворец.


Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец
Святая блаженная Матрона Московская
Матрона Московская – одна из самых почитаемых Святых в православном мире. Ее жизнь – это пример настоящего духовного подвига. С самого рождения Матрона, жившая в простой крестьянской семье, была незрячей, а в юном возрасте потеряла и возможность ходить.

Несмотря на это, уже в раннем возрасте глубоко верующая девочка, наделенная Господом особым даром, помогала людям, проявляя к ним бесконечную любовь и сострадание. Сохранилось много свидетельств такой помощи и исцеления.

Воспринимая свои болезни, как Божий дар, она не отказывала в помощи обратившимся к ней людям, утешая, исцеляя и наставляя их. Каждый, кто обращался к святой, имея чистые помыслы, получал желаемое.

Тысячи людей, молившиеся перед иконой Матроны Московской с чистыми помыслами и глубокой искренней верой получали помощь и утешение.


Святая блаженная Матрона Московская
Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Режим работы храма: ежедневно с 8:00 до 19:00.
Адрес: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул. Океанский проспект, 44.
Номер дежурного телефона: 89147044814.
Помощник ключаря: 89146799390.
Настоятель: митрополит Владивостокский и Приморский Владимир.
Духовенство: ключарь Владимир Плотников, игумен Антоний (Каменчук), иерей Максим Точуков, иерей Дионисий Ищенко, диакон Адриан Чунчук.
Сайт храма: http://pokrovadv.ru/