Храм Казанской иконы Божией Матери

Храм Казанской иконы Божией Матери был торжественно освящен 16 марта 1908 года в присутствии высших военных и гражданских властей Приморья на территории военного кладбища на полуострове Шкота, в четырех километрах за городом. На кладбище были похоронены первые жители города Владивостока, воины крепости, моряки, военачальники. Среди них: полковник Сперанский, начальник строительства крепости, инженер-полковник Сергеев, прокурор Бушуев, архитектор Гольденштедт, известный писатель и краевед В. Арсеньев. Храм строился четыре года на средства, пожертвованные солдатами крепостного и стрелкового полков. Первым настоятелем стал священник церкви штаба Владивостокской крепости отец Феодор Васильевич Кутузов.

В 1938 году храм был разрушен, а в 1954 году было закрыто и кладбище. На новое место перенесли всего три могилы: Арсеньева, Уткина и останки, покоившиеся в братском захоронении героев Хасана. Остальные могилы сравняли с землей и на их месте построили жилые дома.

В 1958 году на месте разрушенного храма был построен кинотеатр «Вымпел». В годы перестройки кинотеатр был заброшен и начал ветшать. Впервые мысль о передаче здания кинотеатра под храм пришла его бывшему директору Т.М. Цапенко. Жители Эгершельда эту инициативу поддержали. В ноябре 1998 года Татьяна Михайловна встретилась с епископом Владивостокским и Приморским Вениамином и предложила устроить в бывшем кинотеатре православный храм. Владыка обратился в администрацию города с письмом, в котором просил передать Владивостокской епархии здание кинотеатра, и после некоторых проволочек, совсем незначительных относительно масштаба затеваемого дела, вопрос был решён положительно.

В Великий Четверг 8 апреля 1999 года в кафедральном Свято-Никольском соборе главой города Ю.М. Копыловым архиерею были торжественно вручены документы на право безвозмездного пользования зданием. Настоятелем будущего храма был назначен о. Ростислав Мороз. Начался сбор средств на ремонт здания и обустройство храма. 21 июля в престольный праздник Казанской иконы Божией Матери в храме прошел первый молебен с чтением акафиста Казанской иконе Богородицы. Далее молебны проводились еженедельно, стали собираться первые прихожане. 4 ноября 1999 года, на второй престольный праздник Казанской иконы, епископ Вениамин совершил первую Божественную Литургию, положив начало регулярному совершению богослужений.

Состояние внутренних помещений храма, впрочем, как и наружной отделки, было плачевным – требовалась полная замена штукатурки, – поэтому богослужения приходилось перемежать с постоянными ремонтно-восстановительными работами, совершаемыми по мере наличия сил и средств, но по тщательно выверенному плану и соответствующему архитектурному проекту. Средства на реконструкцию жертвовали местные жители и организации, но всерьёз поставить задачу о превращении старого потрепанного здания кинотеатра в настоящий храм с куполом и колокольней стало возможным, когда решение о благотворительной помощи храму приняло ОАО «Владивостокский морской торговый порт».

Практически с открытия в храме заработала библиотека и стали вестись огласительные беседы с желающими принять Таинство св. Крещения. 4 декабря 2002 года епископ Владивостокский и Приморский Вениамин освятил голубой купол и замечательный узорный крест, изготовленные местным умельцем А. Мельниковым. Тут же вся конструкция была вознесена на крышу и над Эгершельдом заблистал золотой крест, хорошо видимый даже с моря со стороны бухты Золотой Рог, встречая и провожая суда и военные корабли. К этому времени была полностью закончена внешняя отделка здания, заново перекрыта крыша.

К концу 2003 года закончено благоустройство территории. 19 декабря 2003 г. на территории храма открыт и освящён мемориал с православным крестом в память похороненных на эгершельдском кладбище с 1896 по 1954 гг. В кинозале прошёл кинофестиваль «Эхо Золотого Витязя» под руководством Президента международного кинофорума «Золотой Витязь», известного кинорежиссера и актера Николая Бурляева.

В начале 2004 года закончено строительство колокольни, на которую 6 апреля установлены и освящены 9 колоколов, отлитых в г. Москве на заводе «Литэкс». Вес самого большого колокола – 640 кг, самого малого – 4 кг. Настраивал колокола и первый раз звонил в них московский звонарь Константин Володин. В конце 2006 года полностью обновлен кинозал, в нем произведен серьезный ремонт, превративший его в один из самых уютных небольших залов (на 200 мест) для кинопоказов в г. Владивостоке. В 2007 году начата реконструкция богослужебного зала – заново оштукатурены стены и потолок под роспись. Осенью 2007 года московские иконописцы Юрий Захаров, Марина Кашина и Леонид Полетаев начали работу.

Сложным вопросом при выборе сюжета росписи был вопрос, связанный с необычным для храмов России прямоугольным, а не сводчатым потолком. Рассмотрев древние варианты, мастера нашли похожий потолок в одном из древних сербских храмов и предложили несколько эскизов. В итоге, потолок был расписан в древне-византийском стиле в сербских, греческих и болгарских традициях в три круга: Господь в центре, Матерь Божия над алтарем и архангел Михаил над западной частью храма. При росписи стен был выбран ряд Богородичных праздников, так как сам храм назван в честь Казанской иконы Божией Матери. Также на стенах присутствует ряд святых: наряду с самыми почитаемыми и известными (Преп. Сергий Радонежский, Серафим Саровский) написаны новом ученики и исповедники российские, в частности, святитель Герман Алатырский, который возглавлял Владивостокскую епархию некоторое время после революции.

Серьезной проблемой было приобретение нового паникадила, так как что-то из современных люстр вписать в пространство храма, выполненном в стиле византийской базилики оказалось невозможным. Паникадила зажигают в самые торжественные моменты богослужения. Свет множества светильников означает полноту Божественного света, который символизирует единение Церкви Невидимой – Небесной, Торжествующей, и Церкви спасающейся – земной. Красота православного богослужения сочетает в себе гармонию звука (церковного пения), иконографического отображения Божьего мира и света. Все это позволяет молящемуся человеку максимально из мира материального, через материальные же предметы, приблизиться к миру духовному. Пребывая телом на земле, умом и сердцем воспарять к горнему миру.

Пришлось искать фирму-изготовителя, которая бы делала такие церковные паникадила, которые могли вписаться в пространство храма. В результате в храме в апреле 2010 года были установлены хоросы – самые древний вид паникадил (в переводе с греческого – многосвечие), которыми в древности освещались храмы Византии. Раньше хорос представлял собой деревянное или металлическое колесо, которое на цепях подвешивали под куполом церкви. На окружности колеса устанавливали лампады или свечи. Такие древние паникадила до сих пор используются на Афоне. Хоросы были выполнены методом ручной ковки и литья умельцами мастерской «Кавида». Разработанный мастерами дизайн хоросов органично вписался во внутренний архитектурный комплекс храма, организуя пространство и время от временного к Вечному, от конечного к Бесконечному. Один хорос был подвешен в алтаре, другой – непосредственно в центре храма, куда на молитву собираются верующие. Хоросы состоят из двух разных по высоте ярусов и насчитывают в общей сложности 90 светильников.
Orthodox Primorye Храм Казанской иконы Божией Матери
В течение 2011-2012 гг. решалась задача возведения второго храма (придела) на втором этаже в честь замечательного миссионера свт. Николая Японского. Это совсем небольшой, уютный храм, который предназначается для совершения простых, будничных служб, на которых не бывает много народа, и для совершения Таинства Крещения. Для этого была сдела большая крестообразная купель, в которой можно совершить крещение полным погружением, как предписывают каноны православной церкви. Больше года потребовалось, чтобы собрать необходимые средства, отрисовать дизайн, отреставрировать помещение, возвести иконостас, сделать купель. Первое богослужение в новом храме было совершено на Пасху 2012 года (вторая, поздняя Литургия). Первое крещение полным погружением состоялось 18 августа (в канун праздника Преображения) 2012 года. А 17 августа 2015 года состоялось долгожданное торжественное освящение нового мраморного иконостаса.

Автором проекта мраморного иконостаса является заслуженный архитектор России, академик Академии Архитектурного наследия Андрей Альбертович Анисимов. Мрамор, из которого вытесаны элементы иконостаса, добыт и обработан в Греции, на карьер-заводе BEATMAT и установлен силами мастеров «Товарищества реставраторов» мастерских Андрея Анисимова (г.Москва) под руководством Игоря Олеговича Перова, руководителя мастерской резьбы по камню. Необычные и удивительные линии этого иконостаса очень органично вписались в аскетичную атмосферу строгих геометрических форм храма.

Иконы, стоящие в иконостасе, сделаны трудами иконописицы Марины Кашиной. В нижнем ряду установлены иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Кронштадского, святого патриарха Гермогена с Казанской иконой Божией Матери в руках, архангелов Гавриила и Михаила. Верхний ряд иконостаса включает в себя 12 икон, посвященных основным христианским праздникам и Евангельским событиям.

Чин освящения возглавил Владыка Вениамин, митрополит Владивостокский и Приморский. Ему сослужили настоятель храма протоиерей Ростислав Мороз, благочинный 1 округа протоиерей Димитрий Федорин и клирики храма Казанской иконы Божией Матери.

В храме действует Духовно-просветительский центр, воскресная школа для детей, проводится подготовка людей, желающих принять Таинство Крещения, работает социальная служба. В духовно-просветительском центре проводятся лекции, беседы, экскурсии, конференции и круглые столы, детские праздники, демонстрируются художественные, документальные и мультипликационные фильмы соответствующего содержания. Зал оборудован системой для проведения интернет-конференций, поэтому гостями храма нередко бывают не только жители Владивостока, но и центральной части России. Многие мероприятия Дальневосточных образовательных чтений и других значимых для края конференций проходят в Духовно-просветительском центре храма.

Икона Божией Матери Казанская
Главная святыня храма была написана ярославскими мастерами иконописной мастерской «Ковчег» по заказу и на средства прихожан в 2010 году.

Мастерская «Ковчег» работает в Ярославле с 1994 года и входит в объединение «Патриаршие мастерские». Мастерская объединяет художников-иконописцев высокого профессионального уровня и не раз становилась лауреатом православных выставок. Современный стиль письма «Ковчега» основывается на традициях праздничной иконописи Ярославля XVII века – периоде формирования и расцвета ярославской школы иконописания. Иконам свойственна тонкая деталировка, яркость цвета, интенсивность золота и выразительность образов.



Orthodox Primorye Икона Божией Матери Казанская
Икона Божией Матери Казанская
Несмотря на совсем небольшой срок пребывания, Казанский образ Матери Божией пользуется огромным почитанием прихожан. Люди молятся перед иконой и получают исцеление, помощь и поддержку в трудных ситуациях. В знак благодарности за благодатную помощь от Пресвятой Богородицы по древней православной традиции люди оставляют золотые и серебряные украшения (крестики, цепочки, колечки) рядом с иконой. Эти украшения – зримое свидетельство об исполненных молитвенных прошениях.

Еще одна Казанская икона Божией Матери находится в алтаре и выносится для поклонения верующих по особым дням величания и храмовым праздникам. Данный образ написан монахиней Херувимой. Особенность заключается в том, что это – список с Казанской иконы Божией Матери Горненского Иерусалимского монастыря.

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Икона являет незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы и испытания.
Преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна
18 июля (по новому стилю) 1918 года Великая княгиня Елизавета Федоровна (родная сестра императрицы Александры Федоровны, супруга генерал-губернатора Москвы, Великого князя Сергея Александровича Романова) и ее верная спутница инокиня Варвара были сброшены живыми в шахту в Алапаевске вместе с другими членами Императорского дома.

Позже, после отступления Красной Армии, тела мучеников были извлечены из шахты. Для сохранения останков Великих князей было принято решение перевезти их в Читу и там захоронить. Но из-за гражданской войны они отбыли в сторону Китая.
Из Харбина останки через Пекин, Тяньцзинь, Шанхай прибыли в Иерусалим, где их встретили русское и греческое духовенство, многочисленные паломники, которых революция 1917 года застала в Иерусалиме.
После гибели мужа от рук террориста в 1905 году, на собственные средства Елизавета Федоровна создала Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где трудилась по уходу за больными и бедными наравне с сестрами. После революции 1917 года отказалась покидать Россию.
Orthodox Primorye Преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна
Преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна
Мощи Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары были единственными мощами новомучеников, вывезенными за пределы России. В 1921 году они были перевезены в Иерусалим и погребены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Русской Православной Церковью Великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара причислены к лику святых новомучеников Российских. По инициативе Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России святые мощи были привезены в Россию. 25 июля 2004 года святыня прибыла во Владивосток.

Во время пребывания мощей во Владивостоке храму были передан в дар мощевик преподобномученицы Елизаветы. Для этих мощей была заказана икона. Православные верят, что иерусалимская святыня исцеляет от многих болезней, стоит только к ней прикоснуться. И действительно по молитвам святой великомученицы Елизаветы многие прихожане получают исцеление, помощь в нуждах, вразумление и разрешений трудных жизненных ситуаций. Все это дарит людям веру, надежду, избавляет от отчаяния.

Преподобный Никандр Городноезерский
Пре­по­доб­ный Ни­кандр Го­род­но­е­зер­ский в на­ча­ле XVII ве­ка ос­но­вал пу­стынь на бе­ре­гу озе­ра Го­род­но­го (в 47 вер­стах от го­ро­да Бо­ро­ви­чи, в 4-х вер­стах от по­го­ста Ше­ро­хо­ви­чей). Ра­нее на этом ме­сте был Вос­кре­сен­ский мо­на­стырь. Ко­гда он был ос­но­ван, неиз­вест­но, но в 1581 го­ду в мо­на­стыр­ской опи­си го­во­ри­лось, что в 10 кел­ли­ях жи­ло лишь 3 стар­ца. Пре­по­доб­ный Ни­кандр был по­гре­бен в воз­об­нов­лен­ной им оби­те­ли. В хра­ме упразд­нен­ной в 1764 го­ду оби­те­ли был при­дел во имя пре­по­доб­но­го Ни­канд­ра Го­род­но­е­зер­ско­го.

Orthodox Primorye Преподобный Никандр Городноезерский
Преподобный Никандр Городноезерский
Святой равноапостольный Николай Японский
Почитание святителя началось еще при его жизни и проявилось во время беспрецедентных похорон. Щепки от его гроба сохранялись людьми как святыня. Святые мощи архиепископа были приданы земле 9 февраля 1912 года на кладбище Янака, одном из самых уважаемых кладбищ Японской столицы.

Давно почитаемый в Японии, святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью 10 апреля 1970 года. В Русской Православной Церкви Заграницей его канонизация последовала в 1994 году.

Не только православные чтили память великого пастыря, но и вся Япония знала и почитала святителя. Даже через 58 лет после его кончины когда во время канонизации верующие хотели перенести его святые мощи в собор, им это не разрешили, сказав, что святой Николай принадлежит всему японскому народу, независимо от вероисповедания, и останки его должны остаться на народном кладбище.


Orthodox Primorye Святой равноапостольный Николай Японский
Святой равноапостольный Николай Японский
Таким образом, мощи равноапостольного Николая и по сей день покоятся на кладбище Янака, но некоторые извлеченные частицы их всё же находятся в разных храмах: в Токийском соборе есть мощевик святителя Николая, икона с частицами мощей недавно появилась и в Хакодатском храме, в 2003 году митрополит Токийский Даниил передал частичку мощей миссионера приходу на его родине, в посёлке Мирном, а 17 сентября 2008 года – во Владивостокский Успенский храм. В первых числах февраля 2012 года епископ Сендайский Серафим передал частицу мощей святителя для будущего храма в Минске. Частица мощей святителя также обретается в Никольском митрополичьем соборе Православной Церкви в Америке в Вашингтоне.

В каждом храме Японской Церкви за каждой литургией поется тропарь равноапостолу, в отпусте поминается его имя, а также имеется икона или фреска святого покровителя этой земли. Первым храмом освященным во имя равноапостольного Николая стал правый придел Токийского Воскресенского собора в 1970 году. С тех пор были освящены и другие престолы в Японии. На родине равноапостола, в пределах бывшей Российской империи, уже во многих храмах можно видеть фрески и иконы святого, а с 1990-х годов ему были освящены несколько храмов в России и Белоруссии. На месте родного дома святителя в Берёзе в 1998 году был поставлен поклонный крест и памятный камень, но по состоянию на середину 2012 года крест упал, а мемориал находился в запустении . Музей святителя, созданный на основе материалов, которые собрали на его малой родине, был создан в поселке Оленино Тверской области.

Миссионера чтут и во многих других странах. Так, святитель Николай в православной истории Китая связан с первым китайским иереем и святым, священномучеником Митрофаном, которого владыка Николай рукоположил во пресвитера в 1882 году. В Корее вспоминают его миссионерскую помощь и обучение корейских православных пастырей в Токийской духовной семинарии под началом святителя. Православные в ЮАР и США также чтут святителя как великого миссионера, в этих странах ему также освящены храмы. В Финляндии и Болгарии были написаны иконы святого.
Святой мученик Вонифатий Римский
Он вел достаточно раскрепощенную жизнь того времени. Дело было в 3 веке в Риме. Он был молодым и рабом у одной молодой и красивой аристократки. Основными задачами его было следить за ведением домашнего хозяйства и управлять имуществом своей хозяйки. Он не чувствовал особой тягости от данного прислуживания, ведь были и те, кому жилось намного сложнее. Например, работникам в каменоломнях и на плантациях.

Многие отмечали, что он был веселым человеком, который предавался блуду и винопитию. Мало кого удивило, что он стал со временем любовником своей госпожи. Для того, чтобы вести хоть какой-то благочестивый образ жизни, они раздавали милостыню и помогали странникам.

Нередко можно встретить упоминания о том, что многие произносят молитву Вонифатию против алкоголизма. Её считают очень эффективной. В один прекрасный день Аглаида услышала о том, что тем, кто хранит в своем доме мощи святых и поклоняется им, ждет прощение всех грехов и Царствие Небесное.



Orthodox Primorye Святой мученик Вонифатий Римский
Святой мученик Вонифатий Римский
Тогда она направила своего раба в Азию, где как раз христиане подвергались страшным гонениям. Там велела купить тело одного из мучеников и доставить к ней домой. Перед уходом он пошутил, что если он принесет ей свои, то будет ли она их также почитать, как и прочие. На что она просто посмеялась и велела привести желаемое. В сопровождении свиты и большого количества денег он отправился за добычей.

По прибытию в Тарс он узнал, что в амфитеатре как раз собираются казнить 20 христиан. Не медля он проследовал туда. В его глазах возник ужас, когда он видел те пытки, которым подвергались мученики. Но ничто не могло сломить их дух. Такое зрелище запало в самое сердце. Вонифатий сказал, что отныне отказывается от своей прежней жизни и становится последователем Христа. Это не ушло от внимания преследователей и они решили его тут же схватить.

Мучения, которые ему предназначались, не сломили его. На следующий день он с гордостью выслушал свой смертный приговор, произнес молитву и перекрестился. Далее отдал себя в руки Господа. Спутники слуги не знали, куда он пропал и пошли на его поиски. От брата палача они узнали, что похожего человека казнили и о всех его испытаниях. Свита тут же выкупила его тело и отправилась обратно на родину. В то же время Аглаиде пришли ангелы и сказали, что она должна почитать мощи своего слуги, так как он искупил все её грехи. Женщина пошла на встречу со всеми почестями. После этого случая на том месте построили храм святого мученика Вонифатия.

Как уже было сказано выше, многие просят его о том, чтобы излечится от алкогольной зависимости. Но кроме этого есть и прочие нужды верующих, в которых она помогает: найти выход в сложных жизненных ситуациях; справится с чревоугодием и другими пристрастиями; обрести любовь и сохранить её до конца жизни; справиться с финансовыми неприятностями; провести жизнь без распутства. Независимо от того, о чём молятся святому мученику Вонифатию, он поможет в том случае, если слова прошения будут идти от чистого сердца. Многие считают, что признание своих ошибок поможет начать жизнь сначала.
Храм Казанской иконы Божией Матери
Режим работы храма: ежедневно с 8:00 до 19:00.
Адрес: ул. Верхнепортовая, 74, Владивосток, Приморский край, Россия, 690003.
Настоятель: протоиерей Ростислав Мороз.
Духовенство: иерей Михаил Дубанов, иерей Роман Бурдинский, иеродиакон Феофан, иерей Дионисий Гордеев.
Номер дежурного телефона: +7(423)251-10-99
Сайт храма: http://казанскийхрам.рф/